ВС разрешил в период банкротства выплачивать премии и повышать оклады обычным сотрудникам
Компания, которая находилась в процедуре банкротства, выплачивала сотруднику премии и повышала оклад. Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением о признании недействительными соответствующих дополнительных соглашений к трудовому договору и действий по начислению премий. Речь шла о зарплате свыше 100 тыс. руб. Сотрудник занимал должность юрисконсульта.
Суды признали спорные дополнительные соглашения недействительными, отменили задолженность компании по выплате зарплаты сотрудников и взыскали с него уже выплаченные суммы. Суды сочли, что премирование должно быть обусловлено результатами деятельности не только работника, но и организации в целом. Однако ВС данный подход не разделил.
Верховный суд указал, что наличие в законодательстве о банкротстве специальных правил об оспаривании сделок (действий) не означает, что само по себе объективное банкротство ограничивает права обычных работников на получение всего комплекса гарантий, установленных ТК РФ. Одна из таких гарантий – индексация зарплаты. Она действует не только в отношении работников организаций госсектора, но и в отношении иных работников, заключивших трудовые договоры с работодателями, осуществляющими предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Повышение зарплаты юрисконсульта было вызвано объективными причинами: из-за увольнения работников объем работы постепенно возрастал, что требовало соответствующей оплаты. Для признания дополнительных соглашений недействительными требовалось, по меньшей мере, сравнить спорные условия о повышении должностного оклада с аналогичными соглашениями, заключавшимися, в том числе, иными участниками оборота. В итоге ВС направил дело на новое рассмотрение.
Определение ВС РФ от 21.12.2020 N 305-ЭС17-9623(7)